en

Не подвести фамилию мотовиловых

4 полоса - Интервью - Сестры Мотовиловы.jpg

Ольга и Анастасия Мотовиловы – внучки русского и советского скульптора Георгия Ивановича Мотовилова, лауреата Сталинской премии 1950 года, автора множества памятников и барельефов, украсившего семь станций Московского метрополитена. Потомки скульптора приняли участие в создании миниатюрной копии одной из работ своего деда к юбилею компании и рассказали о том, как шла работа. А также поделились историей своей семьи.


Ольга, Анастасия, вы принимали уча­стие в создании миниатюрной копии скульптуры «Метростроевцы в забое», выпущенной к юбилею Мосметростроя. Расскажите о работе над ней, с какими сложностями пришлось столкнуться?

Анастасия: Да, нам поступил заказ от компании на изготовление миниатюрной копии скульптуры авторства Георгия Мо­товилова. Мы с удовольствием взялись за проект, несмотря на сжатые сроки и слож­ность выполнения скульптуры такого ма­ленького размера. Эта работа дала воз­можность «пообщаться» с нашим дедом, окунуться в его творчество. Старались не подвести фамилию Мотовиловых, выпол­нить весь тираж качественно.

Вначале думали слепить миниатюр­ную копию, но сроки не позволили. При­шлось найти мастера, с которым мы сдела­ли 3D-модель, что упростило задачу. Хотя даже на этом этапе было много подгон­ки. Эскизы скульптуры утеряны в 1957-м при переезде студии, в которой трудил­ся Мотовилов многие годы, с Солянки на улицу Строителей. Нашлась старая фото­графия, сделанная до реставрации скульптуры в 1950 году, и так совместно с мастером проработали все фигуры, каждую складку на одежде, анатомию тел, компо­зицию. Было важно соблюсти стиль, ведь у каждого скульптора он свой.

Контролировали и изготовление на производстве. В процессе работы приня­ли решение поменять изначально пред­ложенный размер с 11 см до 13. Кажется, всего два сантиметра, но они дают боль­ше возможностей для деятельности. Ста­туэтки выполнены из латуни. Нам повез­ло с предприятием, где отливали. Сейчас сложно найти хорошее производство. Опытные мастера старой школы сразу видят брак, где нарушена пластика тела. Важно и правильно обработать шов после литья, убрать наплывы, аккуратно про­чеканить. Необходимы большой профессионализм и сноровка. Копия получилась в 20 раз меньше оригинала.

Скульптура «Метростроевцы в забое» создавалась вашим дедом в период Вели­кой Отечественной войны, в то время, когда вся Москва подвергалась бомбар­дировкам. Это как-то отразилось на ра­боте скульптора?

Ольга: Да, работа велась во время войны. Скульптуру Георгий Иванович высе­кал прямо у павильона «Электрозавод­ской». У нас остались письма, которые он писал своему сыну Андрею на фронт. В одном он как раз описал день, когда шел на работу вместе с коллегами, и одного из них убило взрывом прямо на глазах деда.

Но работа была продолжена. Три скульптуры метростроевцев с орудиями труда в бетоне заняли свое место в нише наземного вестибюля станции. А внутри зал украшен барельефами Георгия Ива­новича. Все работы он выполнял вручную из мрамора. В то время не было совре­менной обрабатывающей мрамор техни­ки: чуть отколол не там и скульптура ис­порчена.

Одним из прототипов фигуры метро­строевца справа стала более ранняя рабо­та «Металлург». А центральная фигура ле­пилась с «Шахтера», который находится в Русском музее. У Георгия Ивановича были любимые натурщики, которых он часто приглашал позировать. Он выбирал лю­дей с античным сложением фигур, кра­сивых, мускулистых, пропорциональных. Мотовилов делал скульптуры советских периода летящими по аналогии с грече­скими, создавая образ окрыленного тру­дом человека и гармонично вписывая их в архитектурное пространство – как в экс­терьер, так и в интерьер.

4 полоса - Интервью - Скульптура на станции.jpgБез имени.jpg

Скульптура «Метростроевцы в забое» в нише вестибюля на «Электрозаводской» и копия скульптуры, выпущееная к юбилею компании


Георгий Мотовилов происходит из семьи врачей, да и сам окончил медицинский вуз. Как получилось, что он стал скуль­птором?

Ольга: Георгий Иванович родился в семье симбирских дворян. Его отец был главным хирургом в Екатерининской больнице на Петровке в Москве, имел цар­ские награды за трудовые заслуги. Его дата рождения в интернете часто указана не­верно. Скульптор изменил ее сам после ре­волюции, добавив себе возраст. Подлин­ные документы были найдены в начале 90-х годов исследователем рода Мотовило­вых, в том числе свидетельства о рождении и крещении, где указана дата 1892 год. Об­наружен и аттестат об окончании гимна­зии с серебряной медалью, а также диплом медицинского факультета МГУ. Документы хранились в Симбирске (ныне – Ульяновск), где у нашей семьи было поместье.

Георгий Иванович учился скульптуре у Сергея Волнухина (автора памятника перво­печатнику Ивану Федорову), подавал боль­шие надежды. Его как талантливого ученика направляли учиться в Италию. Но отец, Иван Андреевич, был категорически против, не отпускал сына и считал, что тот должен овладеть профессией врача, помогать людям. Оба его сына, Андрей и Георгий, окончили медицинский факультет МГУ и участвовали в Первой мировой войне как военные вра­чи. Кстати, именно поэтому Мотовилов пре­ красно знал анатомию, чего иногда не хвата­ет современным скульпторам.

Во время гражданской войны Геор­гий Иванович работал врачом, спасал лю­дей, как того желал отец. Он был абсолют­но аполитичен, не примкнул ни к белым, ни к красным. Ему хотелось творить, ис­кусство сидело в голове. Он решил про­должить творческую деятельность. Освоил работу с деревом и камнем в мастерской Сергея Коненкова. Позднее Коненков эми­грировал в США, на память от него остался поворотный круг, на котором создавалось много произведений искусства нашей ди­настии. Круг до сих пор хранится в студии.

4 полоса - Интервью - Мотовилов Георгий.jpg

Портрет Георгия Мотовилова

Анастасия: В 20-х годах выполнено не­мало работ из дерева и камня, они находят­ся в музеях и частных коллекциях России. В 30-е годы Георгий Иванович плодотвор­но и много трудился в плане монументаль­ного декоративного искусства. Много делал на конкурсы, например – Пушкин в Санкт- Петербурге, фигуры для ВДНХ и рельефы, девушка в «доме под юбкой». Многие рабо­ты сейчас утрачены, так как были выполне­ны в бетоне, который в то время считался прогрессивным материалом, но на практи­ке оказался недолговечным.

После войны Мотовилов создал кафедру скульптуры в Строгановском училище. Он был очень образован, знал в совершенстве иностранные языки, в том числе латынь. Чи­тал своим студентам отрывки из «Илиады» Гомера в оригинале, цитировал стихи Лер­монтова, Пушкина, целые главы из «Войны и Мира» Толстого. Знакомил их с высоким ис­кусством, прививал любовь к античной клас­сике, создавал возвышенное настроение.

Говорят, что девушку с серпом, которая украшала «дом под юбкой» на Тверской, Георгий Мотовилов создавал с образа ва­шей бабушки, а некоторые утверждают, что это балерина Лепешинская. Что на самом деле правда?

Ольга: Это, конечно, одна из город­ских легенд. И то, и другое неправда. Ба­лерины были среди скульптур. Но девуш­ка, украшавшая дом на Тверской, просто девушка с серпом. У бабушки нашей была совсем другая конституция.

Можно ли сказать, что Георгий Мото­вилов стал основоположником дина­стии скульпторов и художников? Кто еще из членов вашей семьи выбрал твор­ческую стезю?

Анастасия: Его младшая дочь Ната­лья Мотовилова также стала скульптором. Ее работы стоят по всей стране – фонтаны в гостинице «Россия», в Пицунде, Махач­кале, Чебоксарах. Скульптура космонав­та Волкова и портрет летчика-испытате­ля Анохина принадлежат ее руке.

Ольга Мотовилова, внучка Георгия Ива­новича, занимается живописью, делает мо­нументальную роспись, ее дочь Мария Ко­мова также пошла по творческим стопам. Делает красивые композиции из художе­ственного стекла, работает в технике живо­писи, создает скульптурные произведения. А я занимаюсь традиционным для нашей семьи делом – скульптурой.

Мы основали Фонд Георгия Мотовилова и Олега Комова, в рамках которого стараем­ся сохранить и популяризировать наследие нашей династии. Сейчас собираем средства для издания книги, в ней будут отражены биографические моменты, представлены ар­хивные фотографии, эскизы и рисунки Ге­оргия Ивановича, ранее нигде не публико­вавшихся работ. Планируем выпустить ее в следующем году, когда исполнится 130 лет со дня рождения Георгия Мотовилова.

Георгий Иванович оставил большое на­следие. Какие из его скульптур вам бли­же всего, восхищают и вдохновляют?

Анастасия: Конечно, «Металлург». Также барельеф Александр Невский, ко­торый был установлен на первом этаже Дворца Советов, а потом снесен бульдо­зером. Осталась гипсовая модель.

Ольга: Рельеф «Кому на Руси жить хо­рошо» к памятнику Некрасова, который находится в Ярославле. Рельеф вырублен в известняке. Мотовилов был физически сильным человеком, выполнял работы всег­да авторским исполнением. Его творчеству принадлежат всадники и рельефы в компо­зиции, украсившей шлюзы Волго-Донского канала. Лошади у Георгия Ивановича полу­чались виртуозно. Он понимал, как человек должен сидеть на коне, сказывалось увле­чение верховой ездой в молодости. Кстати, во время работы над композицией, у него была сломана рука, а всадники были высо­ко. Он забирался на высоту по лесам, так как партия ставила жесткие сроки.

Изменились ли со временем методы соз­дания скульптур? Используете ли вы но­вые технологии в работе?

Ольга: Да, технологии меняются, на­пример – появились усовершенствован­ные механические инструменты. Ими про­ще обрабатывать бронзу, дерево, камень. При создании миниатюрной скульптуры «Метростроевцы в забое» использовали 3D-моделирование. При этом скульптор все равно должен уметь работать руками.

Вы продолжаете трудиться в мастер­ской вашего деда. Наверное, за эти годы здесь скопилась колоссальная творческая энергия? Помогает ли это вам в изобра­зительном искусстве?

Ольга: Конечно, Георгий Иванович про­работал здесь шесть лет до 1963 года, здесь хранится много его работ разных перио­дов жизни. Мы, к сожалению, не застали его в живых. Но стены и работы его пом­нят. Люди, попадая к нам, не хотят уходить. Здесь открывается другой мир, где можно спрятаться от стрессов и невзгод, которые остаются за дверями. Люди выдыхают.

Георгий Мотовилов был удивитель­ным человеком, сильной личностью. На его жизнь выпали сложные годы истории нашей страны. Но он не эмигрировал, был патриотом. Хорошо относился ко всем лю­дям, очень уважал труд рабочих. Не любил хамство и плагиат.

Анастасия: Георгий Иванович считал, что каждое утро нужно начинать с воз­вышенного настроения. Не давал детям ссориться, а остальным делать замеча­ния, чтобы сохранить возвышенный лад на весь день. Его советами мы пользуем­ся и сейчас.

КСТАТИ

«Металлург» или «Металлист» был установлен внутри знаменитого павильо­на по проекту Бориса Иофана, увенчанного «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной, на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Скульптура получила Гран-при этой экспо­зиции. Сейчас она находится в собрании Го­сударственной Третьяковской галереи.

СПРАВКА

Георгий Мотовилов окончил ВХУТЕМАС. Широкую известность получил как мастер монументальной скульптуры и рельефов де­коративного оформления «подземных двор­цов» Московского метрополитена. Именно он первым предложил и начал создавать сюжет­ные рельефы для метро, как альтернативу де­коративному украшательству станций. Офор­мил станции «Электрозаводская» (1942–1944), «Новокузнецкая» (1944), «Парк культуры»-кольцевая (1950), «Октябрьская»-кольцевая (1950), «Комсомольская»-кольцевая (1951), «Проспект Мира»-кольцевая (1952) и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953).