en

Короли подземного царства, или дело глубокой важности

06.05.2020

Ж1.png

Что помогает нам добираться на работу, привезти любимой маме цветы, увидеться с друзьями или совершить важное дело в другой точке города? Правильно, метро. Цветные линии подземки причудливыми змейками обвивают мегаполис, формируя собой главные артерии города. Даже будучи наверху, можно почувствовать пульсацию движения московского метро: все системы работают четко, слаженно. 

Но лишь немногие знают подземку так, как метростроевцы — люди, которые прикладывают неимоверные усилия каждый день, чтобы москвичи с комфортом могли добираться до любой точки столицы. О том, как создается современное метро, какие станции увидят свет в этом году и что нужно делать, чтобы оставаться в мировых лидерах метростроения, мы поговорили с генеральным директором АО «Мосметрострой» Сергеем Жуковым. 

— Что представляет собой Мосметрострой? 

— Сегодня это группа компаний, выполняющих полный цикл работ по проектированию, строительству и реконструкции станций столичного метрополитена. За последние пять лет мы сдали девять новых станций («Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская»), провели масштабную реконструкцию семи наземных станций Филевской линии, обновили вестибюли «Китай-города» и «Ленинского проспекта». Подходят к завершению проходческие работы на северо-восточном участке Большой кольцевой линии с шестью новыми станциями (осталось четыре ТПМК: два от станции «Сокольники» к круглому котловану в районе Рижской эстакады, и с этой площадки — к «Савеловской»), начинаются работы по продлению Люблинско-Дмитровской линии и реконструкции Каховской линии (три станции которой затем войдут в состав южного участка БКЛ). 

Ж2.png

В этом году нашей организации, ставшей родоначальником российского метростроения, исполнится 89 лет. Из 238 действующих станций подземки 192 построены нашим коллективом. Но масштаб работы Мосметростроя не передать цифрами — для этого лучше поездить по столичному метро. 

— Численность сотрудников группы компаний на 2019 год составляет 14 тысяч человек — невероятная цифра. Банально, но как вы справляетесь с таким коллективом? 

— Во-первых, уверенность. Нет смысла браться за что-либо, если сомневаешься в себе. Именно это качество формирует доверие людей к тебе, а значит и веру в то, что компания будет достигать поставленных целей и развиваться. Затем, безусловно, самодисциплина: если человек не может управлять собой, то он не сможет управлять чем-то большим, будь то семья или компания. Потеря контроля в самых простых ситуациях порождает еще большие потери, поэтому держать себя в рамках необходимо, начиная с самых простых вещей: например, не опаздывать на работу. Также нужно уметь слушать людей: обратная связь очень важна. 

Метро, вода и цементные грунты 

— Что изменилось в технологиях строительства метро за последние годы? За счет чего стали ускоряться темпы? 

— Это стало возможным прежде всего благодаря высоким темпам развития московского метрополитена как части транспортной инфраструктуры Москвы. Власти уделяют этому большое внимание, осуществляя масштабную программу по расширению метро. Кроме того, такой объем работы невозможно было бы осуществить без современного оборудования и строительных материалов: это и новые тоннелепроходческие комплексы с большими диаметрами, и усовершенствованные технологии заморозки. Определенный прогресс можно наблюдать в решении вопросов гидроизоляции сооружений: взамен традиционных битумных и битумно-полимерных материалов все шире применяются синтетические мембраны. Еще пример — теперь при строительстве станций используется новый тип шпал LVT (Low Vibration Track), заменивший деревянные. 

Более того, поиска новых решений требует и сложная московская геология. Так, при сооружении станции «Сокольники» БКЛ использовалась технология джет-граутинг (струйная цементация грунтов) с противофильтрационной завесой, которая позволяет исключить просадки на поверхности и попадание грунтовых вод в разрабатываемый котлован. Для эксплуатации новых станций применяется система диспетчеризации и управления устройствами электромеханической службы с использованием оптоволоконных линий — это технологическое решение позволяет оперативно информировать о режимах работы, сбоях и неисправностях оборудования. 

— Скажите, а строить метро прибыльно или наоборот? Сколько стоит, например, один километр? 

— Приблизительно 5-6 миллиардов рублей сегодня стоит километр мелкого заложения, свыше 10 миллиардов рублей — глубокого. Но все зависит от конкретной площадки. В некоторых густозаселенных районах Москвы сложились миллионы пересечений разных коммуникаций, и иногда выгоднее даже строить станцию глубоко, потому что перекладка сетей в столице — дорогое удовольствие. 

— Какие проекты сейчас у Мосмет­­ростроя в портфеле? Какие станции будут точно достроены в этом году? 

— 27 марта мы ввели в эксплуатацию еще две новые станции — «Авиамоторную» и «Лефортово» (в первых числах января при участии мэра Москвы Сергея Собянина мы провели их технический пуск в рамках второго отрезка «розовой» ветки, включающий еще четыре станции). В первое время они будут обслуживать пассажиров Некрасовской линии, а затем их подключат к северо-восточному участку БКЛ от «Лефортово» до «Электрозаводской» (на последней в этом году также должны завершиться основные строительные работы, сейчас там ведется сооружение монолитных конструкций станции и вестибюля). Остальные три станции северо-восточного участка большого кольца — «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща» — откроются в 2021-2022 годах. И как я уже отмечал ранее, большой фронт работ развернут на продлении Люблинско-Дмитровской ветки на север и реконструкции Каховской линии. 

В планах — не только метро 

— А в каких городах нашей страны не хватает метрополитена? 

— В контексте формирования современных городов с развитой транспортной инфраструктурой строительству метро в России сейчас уделяется первостепенное значение. Только в Москве на этот год запланировано открытие девяти новых станций! В других городах планы по строительству не такие масштабные, но также значительные. Например, в Екатеринбурге появится вторая линия метро в западном направлении от центра города, в Нижнем Новгороде дальнейшее развитие метрополитена предполагается в рамках Сормовской линии. В планах самарского метрополитена — возведение второй линии протяженностью 2,7 километра. В Казани в ближайшем будущем построят три станции подземки («Московская», «Декабристов» и «Авиастроительная»), в дальнейшем начнут строить и вторую ветку метро. Более туманными выглядят перспективы строительства метро в Новосибирске, Омске, Красноярске, Ростове и Челябинске: к примеру, в Ростове общая протяженность линий метрополитена с 40 станциями должна составить 77,5 километров, но дальше планов пока так и не продвинулись.  

Ж3.png

Аналогичная ситуация сложилась в Новосибирске — в этом городе предусматривают сооружение Кировской и Первомайской линий. В настоящий момент разработано и утверждено ТЭО строительства Кировской линии с восемью станциями, но очередность строительства и его темпы пока не ясны, к сооружению метро в городе пока так и не приступили. За развитием подземной инфраструктуры этих городов мы внимательно следим и готовы участвовать в их строительстве. 

— Наверняка вы были в метро за рубежом. Метро какой страны вам понравилось больше всего? 

— Меня удивила продуманность навигации в мюнхенском метрополитене: на каждом шагу тебя сопровождают обозначения пути следования. К этому сегодня стремится и наше метро. 

— А вообще вы интересуетесь зарубежной практикой метростроения? 

— Востребованный специалист, неважно в какой отрасли он работает, должен интересоваться, изучать и заимствовать производственные мощности других стран. Это очень важно, ведь именно так и складывается бесценный опыт, знания. Московский метрополитен тому яркое подтверждение: мы смогли в 30-е годы не только понять и перенять уникальный инженерный опыт европейских коллег, но и на основе этого изобрести свой метод. 

Ж4.png

Для того, чтобы идти в ногу со временем, необходимо участвовать в международной ассоциации тоннельного строительства. На контакт они идут, поскольку это — научные конференции. Второй путь — участие и посещение выставок, на которых затрагиваются темы строительства метрополитена и иных дорожно-транспортных сооружений. На таких мероприятиях специалисты могут рассказать многие вещи, ранее нигде неопубликованные. В‑третьих, нужно читать зарубежные специализированные издания (кстати, упомянутая ассоциация их выпускает). Участие в международных конференциях, докладах и публикациях — это живое общение и обмен опытом, а в кулуарах мероприятий нередко поступают интересные предложения. И, в-четвертых, наработанный положительный кейс компании: не зря с нами желают сотрудничать не только начинающие специалисты, но и профессионалы. 

— У Мосметростроя были как региональные, так и международные проекты. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее. 

— Летом прошлого года завершилась масштабная реконструкция важного объекта Дальневосточной железной дороги — Владивостокского тоннеля имени Сталина. За три года специалисты Мосметростроя подавили водоприток в тоннель, осуществили нагнетание за обделку и устройство напыляемой гидроизоляции, выполнили постоянную обделку из набрызг-бетона, реконструировали штольни с дренажной системой и верхнее строение пути, заменили существующие и соорудили новые инженерные сети для обеспечения соответствия современным требованиям безопасности движения поездов и обслуживающего персонала. Все работы велись в технологические «окна» без закрытия движения грузовых поездов. Проект, реализованный Мосметростроем по модернизации этого тоннеля, стал первым в своей номинации на международном конкурсе «Лучший реализованный проект 2019». 

Ж5.png

Кроме того, продолжается строительство железнодорожных тоннелей на участке сербской железной дороги Стара Пазова — Нови Сад. Трасса проложена в сложных горногеологических условиях с оползневыми зонами и неустойчивыми обводненными грунтами, поэтому для укрепления грунтового массива на порталах мы предусмотрели противооползневые мероприятия с сооружением каскада опорных конструкций из буронабивных свай, объединенных ростверками. Это не единственный наш проект в стране: заключены также контракты на возведение 41-го искусственного сооружения в рамках проекта строительства железнодорожных тоннелей. 

Еще один зарубежный проект Мосметростроя находится в Индии — мы оказываем инжиниринговые услуги по сопровождению строительства подземных тоннелей, а также курируем четыре станции метрополитена в Мумбаи. Также прорабатывается вопрос нашего участия в строительстве линий метрополитена в городах Ханой и Хошимин Республики Вьетнам. 

На территории Российской Федерации мы активно изучаем возможность строительства тоннеля в Крыму, обходной дороги вокруг Севастополя по аналогии с МКАД и высокоскоростной железной дороги «Москва — Казань» (совместный проект РЖД и China Investment Corporation). О последнем проекте хочу упомянуть подробнее — железную дорогу не успели по объективным причинам построить к чемпионату мира по футболу, но реализацию объекта никто не отменял. Так, со стороны России планируется обеспечить сооружение самого полотна, там предусмотрены также тоннели на входе в Казань. 

Нас также интересует государственно-частное партнерство по строительству платных дорог: например, при проектировании трассы Уфа — Челябинск рассматривается строительство тоннеля. По-другому нельзя, на Урале же одни горы. Речь может идти о двух тоннелях по три километра каждый. Поэтому я надеюсь, что «Мосметрострой» будет строить не только метро. 

Первое метро — словно полет в космос 

— Часто ли пользуетесь метро? Какая ваша любимая станция? 

— Да, частенько бывает. Любимая станция — «Тропарево». Она была первой в моей карьере руководителя Мосметростроя, еще теперь я и живу рядом с ней. Это односводчатая станция: когда заходишь туда, сразу ощущаешь пространство. Сильное впечатление производят колоссальные сооружения в виде деревьев, воссоздающие образ Тропаревского парка. 

— В этом году метро исполняется 85 лет. Какие проекты за весь период существования этой транспортной системы являются самыми значимыми для вас? 

— Первая линия (от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую») — она одна из самых памятных. Тогда ее общая протяженность была чуть более 11 километров, на ней были расположены 13 станций и 17 вестибюлей. Однако, для нас это было равнозначно первому полету в космос. 

— Кроме того, впереди еще одна значимая дата — 75 лет Победы. В рамках спецпроекта номера «Дорогами Памяти» представители Стройкомплекса Москвы рассказывают о том, как Великая Отечественная война коснулась их семей, о подвигах родственников-фронтовиков, а также о мужестве тех родных, кто трудился в тылу. Как с этим связаны строители метро? 

— За почти 89 лет существования Московского метростроя было многое, в том числе и Великая Отечественная война. По имеющимся сведениям, в 1941 году в ряды Красной Армии вступили более 1300 метростроевцев, талантливых и трудолюбивых молодых ребят. Изучая их биографии и подвиги, понимаешь, что каждая из историй легла бы в основу повести о настоящем герое. После тяжелых трудовых будней под землей, в полутьме и сырости, они мечтали поступить в аэроклуб Метростроя. В советские годы был снят прекрасный фильм «Добровольцы», рассказывающий о жизни и испытаниях строителей первой очереди столичного метрополитена. Для нас эта художественная картина имеет особое значение, в ней были реальные прототипы метростроевцев, а в некоторых эпизодах появлялись действительно рабочие того времени. 

В годы войны только летчики метростроевского аэроклуба по самым скромным подсчетам сбили в воздушных боях и уничтожили на земле около тысячи самолетов противника, потопили восемь вражеских кораблей, пустили под откос 17 эшелонов и уничтожили более 200 автомашин с живой силой и техникой врага. Целая плеяда летчиков-асов, 28 из которых получили звание Героя Советского Союза, была воспитана начальником летно-учебной части аэроклуба Метростроя Вячеславом Кротевичем, которому посмертно присвоили Героя Российской Федерации. Немало строителей первой очереди метро, среди которых 25 Героев Советского Союза, служило в саперных, танковых, артиллерийских и стрелковых войсках. В первые месяцы войны их силами укреплялись подступы к Москве, Ленинграду, Сталинграду, на Валдае, велись работы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Золотыми буквами вписаны в нашу историю военные подвиги Алексея Рязанова, сбившего первый самолет противника 22 июня 1941 года, Бориса Окрестина — одного из тех, кто положил конец танковой дивизии СС «Тотенкопф», Анны Тимофеевой-Егоровой, выжившей в нечеловеческих условиях фашистского заключения и еще десятки таких героев-метростроевцев, которые ценой собственной жизни и здоровья защищали Родину. 

Ж6.png

Ж7.png


Ж8.png


Ж9.png

Война не смогла остановить главную стройку страны. В 1943-1944 годах коллективом Метростроя были открыты станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Измайловский парк». Метро продолжало служить на благо людей. Известный факт, что за семь месяцев, с июня по декабрь 1941 год, в московской подземке родилось 213 детей, но еще больше людей спаслись во время бомбежек, укрываясь в тоннелях и на станциях. 

Источник: Журнал «Все о мире строительства»